ГБОУ " Гимназия № 33 г.о. Донецк"
г. Донецк
  • Адаптация старшеклассников (10 класс)

    Рекомендации классному руководителю 10 класса

    Рекомендации на улучшение вовлечённости и успешности в обучении учащихся десятиклассников.

    Вовлеченность и успешность десятиклассников можно значительно повысить с помощью понимания и поддержки, которые оказывает классный руководитель. Для создания благоприятной учебной и социальной атмосферы можно использовать несколько подходов:

    1. Установление доверительных отношений:
    • Индивидуальные беседы с каждым учеником помогут раскрыть их интересы, выявить возможные проблемы и лучше понять источники их мотивации.
    • Подобные взаимодействия важны для создания открытой и поддерживающей среды, где ученики чувствуют себя услышанными и уважаемыми.
    1. Создание класса как сообщества:
    • Организация внеучебных мероприятий, таких как спортивные соревнования, тематические встречи или походы, способствует укреплению командного духа.

    Эти мероприятия не только делают школьную жизнь более насыщенной, но и улучшают межличностное общение, уменьшают стресс и способствуют развитию социокультурных навыков.

    1. Регулярная обратная связь:
    • Предоставление конструктивной обратной связи важно для мотивации учеников.
    • Признание достижений учеников укрепляет уверенность в себе, а поддержка в трудные моменты помогает справляться с учебной нагрузкой и личными проблемами.
    1.  Партнерство с родителями:
    • Эффективное сотрудничество с родителями включает информирование их о прогрессе ребенка и их активное участие в школьных мероприятиях.
    • Важно, чтобы ученики чувствовали устойчивую поддержку как со стороны школы, так и со стороны семьи.
    1. Адаптация методов мотивации:
    • Регулярные встречи с учителями-предметниками способствуют обмену опытом и поиску наиболее эффективных методов мотивации для различных учеников.
    • Совместное обсуждение успехов и проблем отдельных учеников помогает находить индивидуальные подходы и решения.

    Поддерживая эти практики, классный руководитель создает среду, в которой ученики не только учатся, но и развиваются как личность, чувствуя себя частью поддерживающего и вдохновляющего сообщества.

    Подготовила: педагог-психолог Бутрик С.А.

    Для классного руководителя

    Разработка стратегий улучшения взаимодействий в классе и повышения эффективности учебного процесса

    Установление позитивного климата в классе:

    Создание среды доверия и уважения:

    • Регулярно проводите классные часы, где учащиеся могут свободно выражать свои мысли и предложения.
    • Привлекайте учеников к процессу разработки правил класса, позволяя им чувствовать ответственность за создаваемую атмосферу.

    Индивидуальный подход к каждому ученику:

    • Познакомьтесь с интересами и сильными сторонами каждого учащегося для формирования личных целей и задач.

    Поддержка и мотивация учеников:

    Развитие сильных сторон учащихся:

    • Организуйте конкурсы и мероприятия, которые позволяют раскрыть таланты учеников.
    • Признание отличий и достижений каждого ребенка в зависимости от его интересов.

    Стимулирование участия в школьной жизни:

    • Поддерживайте активное участие учеников в школьных кружках и инициативах.

    Улучшение коммуникации и взаимодействия:

    Обратная связь и рефлексия:

    • Постоянно предоставляйте конструктивную обратную связь на действия учеников.
    • Способствуйте саморефлексии, чтобы ученики могли анализировать свои успехи и неудачи.

    Межклассовые и внешкольные проекты:

    • Создавайте условия для взаимодействия с учениками из других классов через совместные проекты или мероприятия.

    Подготовила: педагог-психолог Бутрик С.А

    Классному руководителю

    Как поддерживать и улучшать самочувствие, активность и настроение в течение учебного процесса у десятиклассников

    Создание поддерживающей атмосферы:

    • Стремитесь создать в классе среду, в которой учащиеся чувствуют себя комфортно и безопасно.
    • Поощряйте открытость и поддержку среди учеников, проводите обсуждения, направленные на улучшение взаимоотношений.

    Регулярные беседы на тему благополучия:

    • Проводите регулярные индивидуальные встречи с учениками, чтобы обсудить их самочувствие и успехи.
    • Обсуждайте навыки управления стрессом и временем.

    Организация внеучебных мероприятий:

    • Включайте в расписание мероприятия, которые способствуют физической активности и развлекают, такие как спортивные соревнования или квесты.
    • Поддерживайте творческие и культурные инициативы.

    Вовлечение родителей:

    • Организуйте встречи с родителями, чтобы обсуждать успехи и трудности учащихся.
    • Привлекайте родителей к организации и проведению школьных мероприятий.

    Подготовила: педагог-психолог Бутрик С.А.

    Рекомендации классному руководителю и учителям предметникам

    Общение и Поведение: Путь к успешности в старших классах

    Чтобы помочь десятиклассникам успешно освоить школьные нормы поведения и повысить успешность их социальных контактов, предлагаю следующие рекомендации:

    Усвоение школьных норм поведения

    На уроке

    • Создание структуры и предсказуемости: Начинайте и заканчивайте уроки по расписанию. Используйте известные ученикам ритуалы начала и окончания урока, чтобы создать ощущение порядка.
    • Пример положительного поведения: Демонстрируйте уважительное и внимательное отношение ко всем ученикам. Покажите, как следует вежливо взаимодействовать с окружающими.
    • Установление и поддержание правил: Совместно с учениками разработайте свод правил для урока. Правила должны быть ясными, справедливыми и воспроизводимыми.
    • Активное вовлечение учеников: Используйте интерактивные методы обучения, поощряйте активность. Это поможет поддерживать дисциплину и внимание.
    • Обратная связь и поддержка: Предоставляйте конструктивную обратную связь по поведению учеников. Поддерживайте тех, кто стремится к улучшению.

    На перемене

    • Общение с учениками: Напоминайте о важности уважительного общения во внеурочное время. Стимулируйте дружелюбное поведение.
    • Организация пространства: Создайте благоприятные условия для отдыха и общения, чтобы ученики могли расслабиться и общаться в комфортной обстановке.
    • Роль патрульных на перемене: Вовлекайте старшеклассников в помощь в поддержании порядка, что позволяет им взять на себя ответственность и демонстрировать положительный пример.
    • Профилактика конфликтов: Учите учеников навыкам решения конфликтов и адекватного реагирования на провокации.

    Успешность социальных контактов

    С одноклассниками

    • Развитие эмпатии: Устраивайте занятия, которые помогут развить способность поставить себя на место других. Это могут быть ролевые игры, обсуждения.
    • Стимулирование совместной деятельности: Поощряйте проекты, которые требуют коллективной работы и взаимодействия между учениками.
    • Создание безопасной среды: Создавайте атмосферу доверия и поддержки, чтобы ученики чувствовали себя комфортно в общении друг с другом.
    • Обучение навыкам общения: Практикуйте с учениками навыки активного слушания, конструктивной критики и ведения переговоров.

    С учителями

    • Регулярное общение: Устанавливайте регулярное индивидуальное общение с учениками, разговаривайте не только об учебе, но и об их интересах, проблемах.
    • Открытость к мнению учеников: Учитывайте мнение учеников при принятии решений, затрагивающих их напрямую. Это способствует развитию доверия.
    • Поддерживающая атмосфера: Оказывайте поддержку и будьте готовы помочь ученикам, если у них возникают трудности как в учебе, так и в личных вопросах.
    • Признание достижений: Замечайте и отмечайте положительные достижения учеников, что укрепляет уверенность и мотивацию к обучению.

    Эти рекомендации помогут создать благоприятную атмосферу в классе, способствующую успешному обучению и социальному развитию десятиклассников.

    Подготовила: педагог-психолог Бутрик С.А.

    Рекомендации родителям

    Информация для родителей

    «Психологические трансформации подросткового возраста»

    Когда мы говорим о психологических особенностях десятиклассников, важно учитывать, что это возраст примерно 15-16 лет, который характеризуется множеством изменений и вызовов как на физиологическом, так и на эмоциональном уровне.

    Что же такое адаптация? Адаптация  это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды.

    Юность период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 25 лет). Это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления.

    В юности возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций.

    В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

    Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью.

    • Биологически это период завершения физического созревания, которое проявляется в возникновении вторичных половых признаков, росте тела в длину, окружности грудной клетки, бёдер, увеличении мускульной силы и массы, отвердении скелета.
    • Эмоционально - личностная сфера: Глубинный смысл поиска дружбы в ранней юности тесно связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя, свое место среди людей, свое будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.

    Благодаря застенчивости, которая мешает раскрывать свои самые интимные переживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его самого),  порой, у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше, чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти "школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческих отношений – любви, семейным привязанностям.

    Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста.

    Общение: Исследования показывают, что большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним. Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и просто знакомые взрослые.

    • Идентичность и самопознание: Подростковый возраст – это период активного становления личности. Подростки начинают задаваться вопросами: «Кто я?» и «Какие мои жизненные ценности?». Это время поисков, когда они пробуют разные хобби, меняют стиль одежды или музыкальные предпочтения, и даже выбирают новый круг общения. Стремление понять себя может проявляться через эксперименты и поиски новых впечатлений, которые помогают сформировать собственную уникальную личность.
    • Социальные связи: В старших классах школы дружба и социальные отношения становятся особенно важными. Для подростков важно почувствовать себя частью группы, быть признанными и понятыми сверстниками. В это время они часто стремятся к независимости от родителей, и вместо этого ориентируются на мнение своих друзей. Это не всегда означает конфликт с родителями, но показывает значимость социальной поддержки и принадлежности.
    • Эмоциональная нестабильность: Гормональные изменения, характерные для подросткового возраста, могут сильно влиять на эмоциональное состояние. Подростки становятся более чувствительными, иногда переживая резкие перепады настроения или импульсивные поступки. К этому добавляется академическая нагрузка и стресс по поводу будущих планов, что может усиливать тревожность. Важно, чтобы у подростков была возможность открыто говорить о своих чувствах и получать эмоциональную поддержку.
    • Абстрактное мышление: По мере взросления у подростков развивается способность к абстрактному мышлению. Это позволяет им разбирать и понимать сложные концепции, такие как мораль, права и обязанности, общественные нормы. Они начинают задумываться о собственных взглядах на мир и осмыслять проблемы, которые раньше казались им далекими или непонятными. Это время открытия новых горизонтов в мировоззрении и формирования личной философии.
    • Ощущение независимости: Подростки активно стремятся к самостоятельности и автономии от родителей и других взрослых. Им важно чувствовать, что они сами принимают важные решения о своей жизни. Родителям в этой ситуации стоит сосредоточиться на поддержке, оставаясь рядом, но не навязывая свои решения. Такое равновесие способствует укреплению доверительных отношений и помогает подросткам подготовиться к взрослой жизни.
    • Интерес к будущему: В десятом классе учащиеся начинают серьезно задумываться о будущем. Выбор профессии, планирование дальнейшего образования – все это может быть как вдохновляющим, так и тревожным. Подросткам важно понимать, что их решение не обязательно должно быть окончательным и что смена интересов – это нормально. Поддержка родителей, учителей и консультантов может сыграть ключевую роль в успокоении и направлении подростков, помогая им принимать более осознанные решения.

    Психологические трансформации в подростковом возрасте — это одновременно и время трудностей, и время удивительных открытий. Понимание этого процесса взрослыми и создание поддерживающей среды может существенно облегчить этот переход, сделав его более гармоничным и плодотворным. В этом путешествии важно не только наставлять, но и быть внимательным слушателем, демонстрируя, что понимание и принятие найдутся всегда.

    Важно помнить, что каждый подросток уникален, и эти общие тенденции могут проявляться по-разному в зависимости от окружающей среды, генетических факторов и личного опыта. Основная задача взрослых, будь то родители или преподаватели, — поддерживать подростка в этот сложный и важный период его жизни.

    Подготовила: педагог-психолог Бутрик С.А.

    Рекомендации учителям-предметникам

    Рекомендации учителям-предметникам 10 класса

    Рекомендации на улучшение вовлечённости и успешности в обучении учащихся десятиклассников.

    Учителя-предметники играют ключевую роль в повышении вовлеченности учеников в учебный процесс. Ниже приведены некоторые подходы и стратегии, которые могут помочь заинтересовать учащихся и создать оптимальные условия для их успешного обучения:

    1. Интерактивные методы обучения:
    • Технологические средства: Использование интерактивных досок и образовательных платформ может значительно обогатить традиционный урок. Это позволяет разнообразить подачу материала и сделать его более динамичным.
    • Групповые проекты: Посредством совместных работ ученики развивают навыки командной работы и учатся эффективно взаимодействовать друг с другом, что также способствует более глубокому пониманию изучаемых тем.
    • Активные формы обучения: Подумайте о внедрении практических занятий, научных экспериментов и ролевых игр, которые увлекают учащихся и делают процесс обучения более увлекательным.
    1. Актуальность содержания:
    • Связь с реальной жизнью: Приводите примеры из повседневной жизни, чтобы материал стал более понятным и применимым. Это осознание значимости помогает ученикам увидеть ценность их знаний и мотивирует к изучению.
    • Актуальные события: Обсуждение последних новостей или научных открытий может оживить учебный процесс и сформировать у учащихся более широкий кругозор.
    1. Дифференцированный подход:
    • Индивидуальные планы обучения: Анализируйте сильные и слабые стороны учеников, чтобы более точно подстраивать материалы и методы преподавания. Это позволяет предоставлять необходимую поддержку каждому ученику.
    • Гибкость в оценке: Используйте разнообразные способы проверки знаний, такие как тесты, презентации или проекты, что предоставляет возможность проявить себя в наиболее подходящей для ученика форме.
    1. Развитие критического мышления:
    • Вопросы и обсуждения: Стимулируйте учащихся задавать вопросы и обсуждать сложные или спорные темы. Такие упражнения помогают выработать аналитические навыки и способность формулировать собственное мнение.
    • Создание безопасного пространства: Важно, чтобы ученики чувствовали себя свободно при выражении своих идей. Поддерживающая атмосфера способствует более открытому участию.
    1. Оценка и поддержка:
    • Конструктивная обратная связь: Регулярно предоставляйте подробные оценки работы учащихся, включая конкретные похвалы и рекомендации по улучшению. Это помогает определить, над чем стоит работать дальше.
    • Мотивация к развитию: Поддержка стремления учеников к самосовершенствованию через похвалу за достижения и указание на области для роста может стимулировать их интерес к дальнейшему изучению предмета.

    Эти стратегии помогают создать более интересный и продуктивный учебный процесс, где каждый ученик может развиваться и достигать успехов в своем обучении.

    Подготовила: педагог-психолог Бутрик С.А.

    Рекомендации учителям-предметникам 10 класса

    Разработка стратегий улучшения взаимодействий в классе

     и повышения эффективности учебного процесса

    1. Повышение интереса к предмету:

    Интеграция современных технологий:

    • Используйте интерактивные приложения и онлайн-ресурсы для улучшения восприятия материала.
    • Применяйте технологию геймификации для обучения через игры и конкурсы.

    Установление связи с реальной жизнью:

    • Проводите уроки, на которых осуществляется связь материала с практическими примерами из повседневной жизни.
    1. Интерактивные методы обучения:

    Групповая работа и дискуссии:

    • Задействуйте групповую работу для развития коммуникативных и социальных навыков.
    • Используйте дискуссии для привлечения внимания и развития критического мышления.

    Проектное обучение:

    • Давайте учащимся возможность работать над проектами, которые стимулируют самостоятельное исследование и творчество.
    1. Повышение эффективности учебного процесса:

    Дифференцированный подход:

    • Подбирайте подходящие методы обучения, учитывая уровни подготовки, способности и интересы учеников.

    Оценка и мониторинг:

    • Регулярно проводите диагностику знаний и навыков для своевременной коррекции подходов.

    Эти стратегии помогут создать более гармоничную и эффективную обстановку в классе, способствуя личностному росту учеников.

    Подготовила: педагог-психолог Бутрик С.А.

    Рекомендации учителям-предметникам 10 класса

    Как поддерживать и улучшать самочувствие, активность и настроение в течение учебного процесса у десятиклассников

    1. Интерактивные методики обучения:
    • Используйте интерактивные подходы, чтобы сделать материал более интересным и вовлекающим, например, применяйте групповые проекты или дискуссии.
    • Включайте в уроки элементы игры и состязаний, чтобы повысить интерес.
    1. Обращение внимания на разницу в темпе усвоения материала:
    • Представляйте материал с учетом различных уровней подготовки учащихся, избегая однообразия в подходах.
    • Предоставляйте дополнительные ресурсы или консультации для тех, кто испытывает трудности.
    1. Эмоциональная поддержка и понимание:
    • Проявляйте внимание и чуткость к эмоциональному состоянию учащихся, особенно в моменты стресса перед экзаменами.
    • Демонстрируйте уважение и понимание, избегая излишней критики.
    1. Формирование устойчивости и уверенности в себе:
    • Поощряйте самостоятельность и инициированные решения задач, что способствует формированию уверенности.
    • Подчеркивайте достижения и прогресс, даже если он минимален, чтобы мотивировать ребят.

    В заключение, важно взаимодействие между классным руководителем и учителями предметниками для создания единой системы поддержки учащихся. Общее внимание всех педагогов к благополучию и развитию учеников способствует не только их успешности, но и общему успеху в учебе и личной жизни.

    Подготовила: педагог-психолог Бутрик С.А.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie