Информация для родителей
«Психологические трансформации подросткового возраста»
Когда мы говорим о психологических особенностях десятиклассников, важно учитывать, что это возраст примерно 15-16 лет, который характеризуется множеством изменений и вызовов как на физиологическом, так и на эмоциональном уровне.
Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды.
Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 25 лет). Это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления.
В юности возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций.
В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью.
- Биологически это период завершения физического созревания, которое проявляется в возникновении вторичных половых признаков, росте тела в длину, окружности грудной клетки, бёдер, увеличении мускульной силы и массы, отвердении скелета.
- Эмоционально - личностная сфера: Глубинный смысл поиска дружбы в ранней юности тесно связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя, свое место среди людей, свое будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.
Благодаря застенчивости, которая мешает раскрывать свои самые интимные переживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его самого), порой, у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше, чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти "школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческих отношений – любви, семейным привязанностям.
Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста.
Общение: Исследования показывают, что большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним. Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и просто знакомые взрослые.
- Идентичность и самопознание: Подростковый возраст – это период активного становления личности. Подростки начинают задаваться вопросами: «Кто я?» и «Какие мои жизненные ценности?». Это время поисков, когда они пробуют разные хобби, меняют стиль одежды или музыкальные предпочтения, и даже выбирают новый круг общения. Стремление понять себя может проявляться через эксперименты и поиски новых впечатлений, которые помогают сформировать собственную уникальную личность.
- Социальные связи: В старших классах школы дружба и социальные отношения становятся особенно важными. Для подростков важно почувствовать себя частью группы, быть признанными и понятыми сверстниками. В это время они часто стремятся к независимости от родителей, и вместо этого ориентируются на мнение своих друзей. Это не всегда означает конфликт с родителями, но показывает значимость социальной поддержки и принадлежности.
- Эмоциональная нестабильность: Гормональные изменения, характерные для подросткового возраста, могут сильно влиять на эмоциональное состояние. Подростки становятся более чувствительными, иногда переживая резкие перепады настроения или импульсивные поступки. К этому добавляется академическая нагрузка и стресс по поводу будущих планов, что может усиливать тревожность. Важно, чтобы у подростков была возможность открыто говорить о своих чувствах и получать эмоциональную поддержку.
- Абстрактное мышление: По мере взросления у подростков развивается способность к абстрактному мышлению. Это позволяет им разбирать и понимать сложные концепции, такие как мораль, права и обязанности, общественные нормы. Они начинают задумываться о собственных взглядах на мир и осмыслять проблемы, которые раньше казались им далекими или непонятными. Это время открытия новых горизонтов в мировоззрении и формирования личной философии.
- Ощущение независимости: Подростки активно стремятся к самостоятельности и автономии от родителей и других взрослых. Им важно чувствовать, что они сами принимают важные решения о своей жизни. Родителям в этой ситуации стоит сосредоточиться на поддержке, оставаясь рядом, но не навязывая свои решения. Такое равновесие способствует укреплению доверительных отношений и помогает подросткам подготовиться к взрослой жизни.
- Интерес к будущему: В десятом классе учащиеся начинают серьезно задумываться о будущем. Выбор профессии, планирование дальнейшего образования – все это может быть как вдохновляющим, так и тревожным. Подросткам важно понимать, что их решение не обязательно должно быть окончательным и что смена интересов – это нормально. Поддержка родителей, учителей и консультантов может сыграть ключевую роль в успокоении и направлении подростков, помогая им принимать более осознанные решения.
Психологические трансформации в подростковом возрасте — это одновременно и время трудностей, и время удивительных открытий. Понимание этого процесса взрослыми и создание поддерживающей среды может существенно облегчить этот переход, сделав его более гармоничным и плодотворным. В этом путешествии важно не только наставлять, но и быть внимательным слушателем, демонстрируя, что понимание и принятие найдутся всегда.
Важно помнить, что каждый подросток уникален, и эти общие тенденции могут проявляться по-разному в зависимости от окружающей среды, генетических факторов и личного опыта. Основная задача взрослых, будь то родители или преподаватели, — поддерживать подростка в этот сложный и важный период его жизни.
Подготовила: педагог-психолог Бутрик С.А.