
Лев Васильевич Успенский.
«Слово о словах (очерки о языке)»
Лев Васильевич научился читать ещё в пятилетнем возрасте, наблюдая, как читают старшие. Он незаметно для родителей САМ научился читать.
А в 6 лет начал изучать французский и немецкий языки. Вот так!
А теперь о книге.
«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.
Целое море слов, шумный океан речи подхватывает ребёнка при его неизбежном взрослении там, за широкими распахнутыми дверями жизни. Сквозь живые беседы, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная Вселенная. Через СЛОВО он впервые узнает о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза. В звучном слове развёртываются перед ним льяносы Амазонки, сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный мир звёздных пространств; зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов.
Новый человек родится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это только благодаря языку.
Радостная или горькая, гневная или нежная летит по миру крылатая песня. Песня – это язык.
На классной черной доске резко белеет строгая математическая формула. Эта формула – тоже язык.
Писатель пишет книгу, которую вы всё-таки прочтёте. И при этом писатель пользуется языком, словами.
Мы мыслим, думаем… А можно ли думать без слов?»
Не ленитесь, прочтите обязательно очень интересную, замечательно увлекательную книгу Л.В. Успенского «Слово о словах», познайте тайны русского языка, русского слова. Станьте образованнее.
Я продолжаю знакомить вас с сокровищами библиотеки гимназии – книгами.
Разговор в коридоре гимназии: «Наталья Викторовна! А можно, ну, это, чего-нибудь, чтобы получить лучшую оценку? Как это, ну, чего сделать?» (Из монолога ученицы 8 класса). Смешно? Нет, горько и обидно, что ученица уже восьмого(!) класса не умеет выразить свою мысль, имеет совсем мизерный словарный запас. Прямо настоящая Эллочка Людоедка из романа Ильфа и Петрова «12 стульев»! Роман был написан в 1927 году, в начале прошлого столетия, а гимназистка начала 21 века всё так же не умеет выразить свою мысль. Не хватает слов! И только лишь потому, что мало читает, не рассказывает вслух прочитанное, не обсуждает прочитанное, а всё свободное время «зависает в интернете». И, к большому сожалению, она далеко не одна!
Как руководитель гимназической группы «Поиск» и музея истории гимназии, хочу ещё раз напомнить об учениках 50-х голодных послевоенных годов. ОНИ УЧИЛИСЬ! По учебникам, книгам. Без телефонов, интернета, планшетов, компьютеров, ноутбуков, смартфонов и т.п. Оканчивали нашу школу очень многие с золотыми и серебряными медалями, поступали в лучшие высшие учебные заведения страны и мира. И уже много лет создают ваши любимые гаджеты, преподают в лучших учебных заведениях мира, пишут книги, имеют авторские свидетельства и высшие научные звания.
Поэтому повышаем свой интеллектуальный уровень, знакомимся с книгами, мчимся в библиотеку гимназии и читаем, читаем, читаем…
Илья Ильф и Евгений Петров
«Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»
Два потрясающих романа об очаровательном аферисте, уважающем уголовный кодекс, Остапе Бендере (или как он сам представлялся – Остап Ибрагим Берта Мария Бендер-бей, мой папа - турецкоподданный).
Прочитайте первый роман, и вы узнаете:
- Что было спрятано в одном из гостиных стульев?
- Кто такие Киса и Ося?
- Кто повторял «Не корысти ради, а только волею пославшей мя жены!»
- Кого считали «застенчивым ворюгой»?
- Что это за «Союз меча и орала»?
- Сколько слов в словаре Эллочки Щукиной или Людоедки Эллочки?
- Как инженер Щукин оказался голым и в мыле на лестничной площадке?
- Сколько «гаврилиад» было написано и о чем?
- Где находятся Большие Васюки?
- Куда делись сокровища, которые искали герои романа?
- Что стало с главным героем первого романа?
А прочитав второй роман, вы узнаете:
- Сколько детей было у лейтенанта Шмидта? (А вы вообще знаете, кем был лейтенант Шмидт?)
- Какая мечта была у Остапа Бендера?
- А кто такая «Антилопа-Гну»?
- Кто, когда и где первый сказал «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения»?
- Где столкнулись два комбинатора?
- Кому принадлежит знаменитая фраза «Пилите, Шура, пилите!»
- Чем на самом деле занималась заготконтора «Рога и копыта»?
- Как несостоявшийся граф Монте-Кристо переквалифицировался в управдомы?
Ну и как? Очень интересные вопросы, правда? А если прочитать оба романа, можете поверить, впечатления у вас будут потрясающие! Для справки: у главного героя романа есть два прототипа. Один – одессит-аферист, другой – московский дворянин. Вот так, как-то!
Лев Николаевич Толстой
Трилогия «Детство. Отрочество. Юность».
Поражает в этой трилогии то, что пишет один и тот же автор, но абсолютно по-разному.
В «Детстве» о себе рассказывает именно десятилетний мальчик, через повесть красной нитью проходит поэзия детства. «Детство» писал 24-летний юнкер, ведущий военную, походную жизнь, участвующий в сражениях. И всё-таки о своей жизни рассказывает десятилетний мальчик: «Он стоял подле письменного стола и, указывая на какие-то конверты, бумаги и кучки денег, горячился и с жаром толковал что-то приказчику Якову Михайлову. Увидев нас, папа только сказал: - Погодите, сейчас. И показал движением головы дверь, чтобы кто-нибудь из нас затворил её. Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться. – Вы уже знаете, я думаю, что я нынче в ночь еду в Москву и беру вас с собою, - сказал он.- Вы будете жить у бабушки, а маман с девочками остаётся здесь. И вы это знайте, что одно будет для неё утешение – слышать, что вы учитесь хорошо и что вами довольны. Мне очень, очень жалко стало матушку, и вместе с тем мысль, что мы точно стали большие, радовала меня».
Во второй части «Отрочество» идёт перелом от наивности и ясности детства к проблемам отроческих лет: «Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества, - так они были несообразны с моим возрастом и положением. В продолжение года, во время которого я вел уединённую, сосредоточенную в самом себе, моральную жизнь, все отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представлялись мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы, предложение которых составляет высшую, до которой может достигать ум человека, но разрешение которых не дано ему».
Удивителен по глубине мысли обозначенный Толстым переход от отрочества к юности. Этот переход – в дружбе. Дружба – это выход из одиноких и беспомощных исканий, духовная деятельность, имеющая определённую цель, это общение, основанное на доверии, взаимном интересе, готовности вместе решать самые сложные вопросы, всегда помогать друг другу: «Мне часто случалось слышать слова: «пустой человек, живёт без цели»; и сам даже часто я это говорил и говорю, но не от того, чтобы я повторял чужие слова, но я чувствую в душе, что это нехорошо и что нужно иметь в жизни цель.
Но как это сделать, чтобы быть «полным человеком и жить с целью»? Задать себе цель никак нельзя. Это я пробовал сколько раз, и не выходило. Надо не выдумывать её, но найти такую, которая была бы сообразна с наклонностями человека, которая и прежде существовала, но которую я только бы сознавал. Такого рода цель я, мне кажется, нашел; всестороннее образование и развитие всех способностей. Как одно из главных сознанных средств к достижению – дневник и франклиновский журнал. В дневнике я каждый день исповедуюсь во всём, что я сделал дурно. В журнале у меня по графам расписаны слабости – ложь, лень, обжорство, нерешительность, желание себя выказать, сладострастие, мало достоинства и т.д., все вот такие мелкие страстишки: в этот журнал я из дневника выношу свои преступления крестиками по графам».
Когда вы прочтёте роман, вы поймёте, что писатель граф Лев Николаевич Толстой – гений. И его надо читать, читать, читать, вдумываться в прочитанное, понимать и использовать в жизни.
Антон Павлович Чехов
«Драма на охоте»
«Вот вы – русский! Да, очень русский», - сказал как-то Лев Толстой, приобняв Чехова за плёчо.
И может быть, действительно в «Чехове Россия полюбила себя»?
Нет, скорее так: она полюбила в нём ту Россию, которой она могла бы быть…
Возьмите любое произведение А.П. Чехова, и вы убедитесь, что главный герой его произведений – рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Чехов – тонкий психолог, мастер подтекста. Своеобразно сочетающий юмор и лиризм. Его произведения – поучительны и важны для читателей всего мира, поскольку, говоря о России, Чехов говорил обо всём современном ему человечестве, о его противоречиях и надеждах, о его настоящем и будущем.
Фрагмент из «Заметок о жизни» А. Доде Чехов занёс в свою записную книжку: «- Почему твои песни так кратки? – спросили раз птицу. – Или у тебя не хватает дыхания?
- У меня очень много песен, и я хотела бы поведать их все».
Этот маленький фрагмент – характеристика всего творчества писателя. «Краткость – сестра таланта». Кто еще не знает, что эту родственную связь установил именно Чехов и сообщил о ней в письме брату Александру.
Очень трудно что-то одно выбрать из творчества великого русского писателя: одно произведение – повесть, рассказ, юмореску, пьесу. Читать их интересно, увлекательно и поучительно…
Итак, «Драма на охоте».
«…В высшей степени достойная особа» представляла из себя девятнадцатилетнюю девушку с прекрасной белокурой головкой, добрыми голубыми глазами и длинными кудрями. Она была в ярко-красном, полудетском, полудевическом платье. Стройные, как иглы, ножки в красных чулках сидели в крошечных, почти детских башмачках. Круглые плечи её всё время кокетливо ёжились, словно им было холодно и словно их кусал мой взгляд».
Очень интересно и увлекательно Чехов раскрывает характер юной героини, которой не хватает образования, жизненного опыта, такта, ума. И при всём этом ей хочется блистать в «свете», быть его законодательницей, повелительницей. Да-да, все желания от недостатка ума, очень слабо развитого интеллекта и отсутствия образованности! (Кстати, тем же страдают и многие девушки 21 столетия!)
К чему приведут её фактически несбыточные желания, прочтите в повести. Как и все произведения Чехова, повесть читается легко, с всё возрастающим интересом. Четкие характеристики и поступки главных героев повествования, даваемые автором, и приводят к трагической развязке. (Детективная история по-русски!!!)
Александр Солженицын
…Сыновья ГУЛАГА…
Это фраза - из первого тома «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына.
«Году в 1949-м напали мы с друзьями на примечательную заметку в журнале «Природа». Писалось там, что на реке Колыме во время раскопок была как-то обнаружена подземная линза льда – замерзший древний поток, и в нём – замерзшие представители ископаемой фауны. Рыбы ли, тритоны ли эти сохранились настолько свежими, что присутствующие, расколов лёд, ту же охотно съели их.
Немногочисленных своих читателей журнал, должно быть, немало подивил, как долго может рыбье мясо сохраняться во льду. Но мало кто из них мог внять истинному богатырскому смыслу неосторожной заметки.
МЫ – сразу поняли. МЫ УВИДЕЛИ ВСЮ СЦЕНУ ЯРКО ДО МЕЛОЧЕЙ: как присутствующие с ожесточенной поспешностью кололи лёд;
как, попирая высокие интересы ихтиологии и отталкивая друг друга локтями, они отбивали куски тысячелетнего мяса, волокли его к костру, оттаивали и насыщались.
МЫ поняли потому, что сами были из тех присутствующих, из того единственного на земле могучего племени зэков, которое только и могло охотно съесть тритона.
А Колыма была – самый крупный и знаменитый остров, полюс лютости этой удивительной страны ГУЛАГ, географией разодранной в архипелаг, но психологией скованной в континент, - почти невидимой, почти неосязаемой страны, которую и населял народ зэков…»
Александр Солженицын. Его называли Центральным Комитетом эмигрантов (уже советских). Его встречали на родине в девяностых годах как самого великого и выдающегося человека на земле, ему поклонялись, просили совета, ждали рекомендаций как жить дальше. Однако то, что Солженицын увидел в родной стране, было под стать тому, что он испытал, от чего смог уйти. Страшные девяностые: глубоко безнравственные, глубоко пошлые, развратные, жестокие с элементами дикого капитализма, когда одни богатели за несколько дней, а остальные не знали, как накормить детей.
И поэтому, как жить в таких условиях, он и сам не знал.
Литературное творчество он посвятил тому, через что прошел, что испытал сам и его поколение. Страшное время – эту фразу можно повторять и повторять. Но, лучше вы сами познакомьтесь с произведениями А.Солженицына.